Экологическое воспитание в школе — это комплекс мер, направленных на формирование у детей отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы.
Цель экологического воспитания — формирование гармоничного отношения с окружающей средой, которое строится на осознании значимости природы в жизни каждого человека.
Задачи:
- обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
- прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения;
- развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатство родной природы;
- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь-доказательство, обучать составлению рассказов.
Формы экологического воспитания в школе:
- рассказ педагога, беседы на экологическую тему с использованием фильмов, слайдов, художественной литературы;
- исследовательская работа, эксперимент;
- викторины;
- конкурсы разной направленности, например, на лучший плакат по охране природы, самую оригинальную поделку из природного материала, наиболее интересный рассказ о домашнем питомце и пр.;
- организация экологической тропы (разработка экологического маршрута) и наблюдения на ней;
- ведение календарей наблюдений за природными явлениями и объектами;
- проектная деятельность;
- тематические уроки, экологические праздники;
- трудовые десанты по благоустройству пришкольной территории.